Расселение аварийного жилья признанного будет 12 года

«Изъять и снести»: в Госдуме вновь пытаются запустить механизм реновации всея Руси

Расселение аварийного жилья признанного будет 12 года

Если закон примут, сносить можно будет что угодно — даже не аварийные дома. Пригодится ли это Казани?

Использовать механизм комплексного развития территорий в целях масштабной реновации собираются в Госдуме РФ. Если закон примут в таком виде, то местные или федеральные чиновники получат право включать в программы и сносить дома любой этажности, а взамен изъятого жилья давать квартиры с равнозначными характеристиками и в том же районе. Мнения экспертов — в материале «БИЗНЕС Online».

Это уже не первая попытка запустить реновацию всея Руси

Очередной «подход к снаряду» делает Госдума РФ. Группа сенаторов и депутатов внесли законопроект о поправках к законодательству (Жилищный, Земельный, Градостроительный кодексы и т. д.), общая суть которых сводится к реновации территорий городов.

Как обращает внимание «Коммерсантъ», само слово-раздражитель законодатели не используют. Но смысл в общем практически такой же, что «зашит» в московском проекте реновации.

Это уже не первая попытка запустить реновацию всея Руси.

До этого, в частности, обсуждался проект председателя комитета Госдумы по жилищной политике Галины Хованской и Сергея Миронова из «Справедливой России», но он не был принят.

Если эта попытка запустить реновацию увенчается успехом, то вдохнуть жизнь в «застоявшиеся» территории можно будет при соблюдении ряда условий. Главным инструментом становится механизм комплексного развития территорий (КРТ). Запустить процесс смогут не только на уровне правительства РФ или региона.

Полномочия готовить адресные программы реконструкции и сноса получат право и местные власти. Механизм КРТ можно включить, если 50% территории занимают аварийные дома, самострои или дома, которые входят в адресные программы сноса и реконструкции.

А также в случае, если вид разрешенного использования объектов не соответствует назначению земельных участков. КРТ предусматривает заключение договора между всеми сторонами этой процедуры — властями, инвесторами, собственниками земли.

Привлечь инвесторов к новому строительству можно через аукционы, принять участие в которых имеют право застройщики с как минимум трехлетним опытом строительства и сдавшие не менее 5 тыс. кв. м жилья.

Механизм КРТ можно включить, если 50% территории занимают аварийные дома, самострои или дома, которые входят в адресные программы сноса и реконструкции

Однако при этом в документе ничего не говорится о судьбах остальной половины территории, угодившей под каток реновации. А там вполне могут быть и нормальные дома — даже не аварийные, на что указывают критики документа. По сути дела, изъять и снести можно будет вообще практически все что угодно!

Если при этом потребуется расселение людей, то инвесторы по данному договору должны предоставить деньги «для выплаты гражданам возмещения за жилые помещения в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу», говорится в документе.

В адресные программы реконструкции и сноса можно включить практически любые многоквартирные дома — само собой, «в целях обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан».

Для этого в Жилищный кодекс предложено внести новый раздел, посвященный адресным программам по сносу и реконструкции домов. Согласно этому разделу, участвовать в данной программе жители того или иного дома смогут, если подобное решение примут 2/3 собственников.

А выйти из программы можно, если 1/3 собственников не хотят в ней участвовать. Эти нормы напоминают правила московской реновации. Переселенцам обещают равнозначное жилье с тем же числом комнат и жилплощадью в том же районе города, можно также выбрать денежную компенсацию.

Но, понятно, никто не знает, как оно будет работать на практике, и это не внушает спокойствия наблюдателям.

Галина Хованская: «Лучшее, что могут сделать авторы, — это его отозвать с той же высокой скоростью, с которой они в 7-м часу вечера данный проект внесли»

Мнения по этому законопроекту разные. Хованская, в частности, считает, что самое лучшее, что могут сделать сейчас авторы документа, — это отозвать его.

«Резко негативное отношение. Лучшее, что могут сделать авторы, — это его отозвать с той же высокой скоростью, с которой они в 7-м часу вечера данный проект внесли», — цитирует ТАСС Хованскую.

Она также напомнила, что ее законопроект о реновации хоть и был поддержан большинством регионов, в правительстве раскритиковали из-за того, что он требует финансирования. Кроме того, Хованская обратила внимание, что предложенная версия документа продумана не до конца — нет, например, четкого механизма предварительного равноценного возмещения.

Первый зампред комитета по ЖКХ Сергей Пахомов заявил журналистам, что основной вопрос — это соблюдение жилищных прав граждан. «Одним из основных моментов для обсуждения являются процедуры изъятия территории и принятия решений о сносе неаварийных домов», — цитирует его ТАСС.

Сейчас расселение аварийщиков предполагает выкуп квартир у собственников, коих ныне большинство. И в ряде случаев все это выливается в скандалы

Слово «реновация» воспринимается многими едва ли не как ругательное. Между тем Татарстан опыт масштабного переселения людей уже имеет: вспомните программу расселения ветхого жилья. В 1996–2004 годах в республике было построено 1 763 жилых дома на 52,8 тыс. квартир общей площадью 2,9 млн кв. м, сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе минстроя РТ.

Но тогда квартиры давали бесплатно. Сейчас же расселение аварийщиков предполагает выкуп квартир у собственников, коих ныне большинство. И в ряде случаев все это выливается в скандалы. Так что условия участия в данном «подарке свыше» — вопрос принципиальный, считает гендиректор компании «НЛБ-Недвижимость» и глава гильдии риелторов Андрей Савельев.

«Чтобы не получилось так, как в Зеленодольском районе, когда у людей выкупали жилье за 11 тысяч рублей за квадратный метр, за копейки. Если людям предложат хорошее комфортное жилье либо рыночную адекватную компенсацию, то таких мест в Казани довольно много», — рассказал он. В рамках коммерческого строительства, по его словам, такие примеры есть.

Целые улицы собирались и продавали дома застройщикам в Советском и Кировском районах, а позже земля переводилась в категорию многоэтажного строительства под жилой комплекс. Некоторые буквально мечтают о том, чтобы их расселили, кто-то — наоборот.

Например, по словам Савельева, такие мечты есть у жителей частных домов на Большой Крыловке — они уже более 40 лет ждут, когда их расселят.

Некоторые буквально мечтают о том, чтобы их расселили, кто-то — наоборот

Но в целом реновация в Казани по московскому сценарию — со сносом старых пятиэтажек — с экономической точки зрения нереальна. Ранее эксперты в разговоре с «БИЗНЕС Online» отмечали, что цена жилья даже в столице РТ не настолько велика, чтобы оправдать расходы на снос, переселение и новое строительство домов.

Хотя отработку пилотного проекта в Казани рассматривают — об этом в своем интервью говорил первый замминистра строительства РФ Ирек Файзуллин. Но пока в столице РТ невыгодно сносить даже трехэтажки, полагают участники рынка.

Максимум — двухэтажное «старье», причем с большими дворами — так, чтобы площадь этих дворов позволяла воткнуть «свечку» со всей необходимой инфраструктурой в виде парковки, детских площадок и прочего.

Что же до собственно механизма комплексного развития территорий, то генплан Казани предусматривает три десятка мест, где можно использовать этот инструмент. И сейчас готовят проект реновации территории речного порта — для этого есть планы договориться со всеми 146 собственниками, выполнить проект планировки до 2022 года и воплотить мечту.

«Раньше как было? Стоит 100 гаражей.

С 95 [собственниками] договорились, четыре покупаем по цене нефтяных вышек, а последний [владелец] вообще не согласен! Федеральный законодатель предусмотрел возможности рыночного выкупа для комплексного развития территории», — объяснял мэр Казани Ильсур Метшин.

Таким образом, можно сказать, что в общении с собственниками земли мэрия сможет действовать не только добрым словом, но — в самом крайнем случае — и «пистолетом» в виде принудительного выкупа. Нынешний же законопроект усиливает этот «арсенал».

Николай Васильев: «Субъект должен распорядиться таким образом, чтобы не ухудшить ситуацию для будущего, не пойти на соблазн сегодняшним днем и решить какие-то локальные проблемы»

«БИЗНЕС Online» предложил оценить законопроект о реновации участникам рынка и экспертам.

Как заметил в разговоре с нашим корреспондентом советник министра строительства РТ Николай Васильев, статьями новых поправок можно перегнуть палку в изъятии жилья и тогда права собственности будут нарушаться. Однако, с другой стороны, он не исключил, что и собственники из чисто эгоистических соображений и в спекулятивных целях станут препятствовать комплексному освоению.

«В данном случае я поддержу любой законопроект, который будет в итоге опираться не на сиюминутную целесообразность какой-то территории в виде комплексного развития, а чтобы она опиралась действительно на долгосрочные документы территориального планирования — генпланы, проекты планировок и так далее. Потому что сегодня, к сожалению, мы пожинаем плоды вот такого отношения, очень временного эффекта, когда сейчас в определенном положении они кажутся выгодными для освоения, но завтра придется расхлебывать», — говорит Васильев.

Опасение у него вызывает концепция реновации территории в районе речного порта. Напомним, там предлагают насытить территорию общественными, коммерческими и культурными функциями с многофункциональной застройкой преимущественно средней этажности и высотными доминантами.

Площадь жилой застройки — 1 млн кв. м, запланировано возведение двух школ и детсадов, площадь коммерческой застройки — 250 тыс. кв. метров. «Там территория сужена по своим габаритам.

Значит, говорить, что она полностью соответствует предыдущим проектам планировки, трудно, — отмечает архитектор. — Очень легко сузить эту территорию комплексности, сказать, что на ней необязательны такие поперечные профили улиц, взять и сузить по отношению к проекту планировки.

Сегодня это будет выгодно для инвестора. А завтра придется изымать — подобное мы уже проходили и в Казани, и в других субъектах».

По мнению Васильева, действующее законодательство также можно подкорректировать, чтобы появилась возможность комплексного развития.

Другой вопрос: кто будет оценивать комплексность территории? Разбираться в каждой конкретной ситуации, считает эксперт, все равно придется либо муниципалитету, либо городу совместно с республикой, имея в виду необходимость дотирования из бюджета. «Дать полномочия надо.

Но другое дело, что субъект должен распорядиться таким образом, чтобы не ухудшить ситуацию для будущего, не пойти на соблазн сегодняшним днем и решить какие-то локальные проблемы, пусть под видом комплексного развития», — подытожил Васильев.

«Средняя плотность населения в историческом поселении составляет 20 человек на гектар, центр города по вечерам и выходным пустеет»

По мнению члена проектной группы по концепции устойчивого развития исторического поселения Казани и социолога Марьи Леонтьевой, закон может породить много градостроительных конфликтов, которые коснутся большого количества материальных интересов людей.

«Я вижу в этом большие риски для развития городского диалога и гражданского общества в целом», — говорит она. Исследование градостроительной политики относительно центра города за последние 20 лет показало, что в некотором роде реновация уже произошла, когда реализовывалась программа ликвидации ветхого жилья.

Но при этом в памяти народной остались очень неоднозначные впечатления — можно говорить даже о коллективной травме.

«Мы понимаем, что в тех экономических и политических условиях, в которых находилось руководство города и республики в тот момент, обеспечение комфортным жильем, с теплыми туалетами, нормальным метражом, нетрущобами было определенным достижением.

Расселение привело к тому эффекту, который мы видим сейчас, когда средняя плотность населения в историческом поселении составляет 20 человек на гектар, центр города по вечерам и выходным пустеет.

У соседней Самары и Нижнего Новгорода плотность населения в центре составляет порядка 40 человек на гектар», — объясняет эксперт.

В общем, сейчас Казань сталкивается с тем, что исторический центр недостаточно заселен.

Но зато ему не грозит изъятие и расселение: сейчас здесь есть 123 гектара неиспользованных земель с заброшенными зданиями, недостроенными объектами, да и просто пустырями.

«Для исторического центра задача по уплотнению населения, по созданию жилого центра, новому строительству может быть реализована без каких-либо изъятий и расселений», — считает Леонтьева.

Подходить к застройке следует взвешенно — с точки зрения развития человеческого капитала, города в соответствии с его историческим опытом, создания благоприятного инвестиционного климата, резюмировала собеседник «БИЗНЕС Online».

Источник: https://www.business-gazeta.ru/article/481784

Как не купить аварийное жилье

Расселение аварийного жилья признанного будет 12 года

19 августа Правительство России поручило Минфину выделить в 2020 году 50 миллиардов рублей на расселение аварийного жилья, а Минстрою — подготовить поправки «в части установления возможности завершения программ переселения из аварийного жилищного фонда ускоренными темпами».

На переселение граждан из аварийного жилья с учетом прошлых вливаний в общей сложности до 2025 года будет затрачено более одного триллиона рублей.

Однако существует риск, что государству придется раскошелиться гораздо больше, если получатели денежной компенсации взамен непригодной к проживанию жилплощади не получат информацию о реальном качестве приобретаемых ими «квадратов» на рынке недвижимости.

Ведь сегодня никто не гарантирует, что за эти деньги они снова не купят «аварийку». Исправить ситуацию призван депутатский законопроект, обязывающий региональные и муниципальные власти сообщать сведения об аварийных объектах в Росреестр.

Аварийное жилье: прошлое и будущее

С 2008 года в России последовательно реализуется политика расселения граждан из аварийного жилья. За это время уже более миллиона человек покинули свои насиженные и далее непригодные к проживанию 17 миллионов квадратных метров, на что было потрачено 544 миллиарда рублей.

Согласно нацпроекту «Жилье и городская среда», в ближайшие пять лет государство планирует расселить еще 12 миллионов квадратных метров и 664 тысячи человек, потратив на это 458 миллиардов рублей. Речь идет о домах, признанных аварийными с 1 января 2012-го по 1 января 2017 года.

Напомним: в конце прошлого года обе палаты Федерального Собрания поддержали поправки в Жилищный кодекс и в закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ, которые откорректировали правила расселения аварийных домов, а президент страны подписал документ 27 декабря.

Теперь фонд сможет оказать поддержку региону, если территория, где раньше стоял аварийный дом, будет отведена под социальные, коммунальные объекты, спортивные площадки и пешеходные зоны.

Исключение составят лишь те случаи, когда расселение аварийного дома проводилось в рамках реализации договора о комплексном развитии территории.

Кроме того, у регионов появилась возможность расходовать федеральные средства на строительство маневренного и наемного жилья для переселенцев. А граждане могут или переехать в другую квартиру, или получить выкупную стоимость жилья. Она теперь формируется исходя из рыночной стоимости не только самого жилого дома, но и участка под ним.

Не наступить на одни и те же грабли дважды

В теории вроде все правильно, но на практике неминуемы осложнения различной степени тяжести, считает зампредседателя Комитета Госдумы по контролю и Регламенту Наталья Костенко, один из авторов законопроекта о механизме информирования граждан об аварийном состоянии домов.

Депутат напомнила, что в соответствии с законом государство должно расселять как людей, вынужденных проживать в аварийном жилье много лет, так и граждан, купивших жилье после признания дома аварийным.

Однако в последнем случае законом вводится жесткое правило: человек не может получить новую квартиру, а лишь компенсацию.

Причем это будет не та рыночная стоимость, по которой он приобрел жилплощадь, не зная об аварийности дома, а сумма, в которую ее оценят местные власти с учетом всех ее проблем. И на такую компенсацию человек вряд ли уже сможет купить аналогичное жилье.

Читайте по теме

Уберечь себя от будущих треволнений, оценив состояние дома по визуальным признакам, если вы не специалист-строитель, весьма трудно.

Тем более зачастую риелторы скрывают от покупателей факт признания дома аварийным или находящимся на грани.

В то же время самостоятельно найти информацию об аварийности дома рядовому гражданину бывает не под силу, так как обязанности по ведению реестров аварийного жилья в открытом доступе у региональных и муниципальных властей нет.

Соответственно, получив на руки деньги, бывшим владельцам аварийных «квадратов», которые, как правило, относятся к социально уязвимым слоям населения, сложно будет сориентироваться в рыночных хитросплетениях и приобрести квартиру в более или менее надлежащем состоянии. Велика вероятность, что они вложат деньги именно в дешевое жилье, которое либо уже является аварийным, либо рискует стать таковым.

Предупрежден — значит вооружен

Самое правильное в такой ситуации, уверена Наталья Костенко, заранее уведомлять граждан о подводных рифах, о которые в будущем может разбиться их семейная лодка.

И хотя государство у нас социальное и готово взвалить на себя в очередной раз обязанность оплатить переселение гражданина и во второй раз, но вопрос, который портит такую социальную идиллию, — когда это случится? Ведь если дом не признан аварийным до 2017 года, то неизвестно, сколько придется ждать появления новой госпрограммы переселения и выделения денег из бюджета на компенсации. На это могут уйти годы, а может, и десятилетия.

Для упреждения подобных житейских коллизий в апреле текущего года Наталья Костенко совместно с депутатами Ольгой Тимофеевой, Сергеем Пахомовым и Андреем Красовым внесла в Госдуму законопроект, позволяющий создать механизм информирования граждан об аварийном состоянии многоквартирных домов. Причем 16 июня Комитет Совета Федерации по экономической политике поддержал инициативу коллег.

Так, предлагается ввести обязанность для региональных и муниципальных органов власти, принимающих решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, направлять сведения о таких решениях в Росреестр. В свою очередь, агентство будет включать данные сведения в выписку ЕГРН, что позволит гражданам на этапе покупки жилья через запрос получить информацию об аварийном состоянии дома.

Наиболее доступным способом получения такой информации сегодня является запрос в муниципальный орган власти, напоминает Костенко, однако срок ответа составляет 30 дней, что, во-первых, ставит под угрозу само проведение сделки, а во-вторых, затрудняет работу органов местного самоуправления.

По мнению депутата, наличие сведений о признании дома аварийным в выписке ЕГРН позволит, с одной стороны, максимально защитить права россиян и разгрузить муниципалитеты, с другой — сократить возможные неэффективные расходы государства.

Покупаю надежду, недорого

Несмотря на все старания законодателей оградить граждан от проблем с аварийным жильем, в стране хватает желающих осознанно приобрести «подпорченную» квартиру.

Как правило, такие люди очень хорошо осведомлены о своих правах, которые регулируются статьями 32, 86-89 Жилищного кодекса и Постановлением Правительства №47, где определяются требования соответствия жилья, а также описывается, в каком случае жилье непригодно для дальнейшего проживания в нем. Финансовая поддержка россиян при переселении из такого жилья, напомним, регулируется Федеральным законом №185.

Приобретаются квартиры в старых домах по двум причинам — чтобы получить новую жилую площадь или компенсацию, если дом включен в адресную программу расселения аварийного фонда.

Дело в том, что такая недвижимость, как правило, покупается с хорошим дисконтом, так как неизвестно, сколько придется ждать компенсации или квартиры.

Ведь даже если аварийная жилплощадь включена в программу расселения, конкретных сроков получения компенсации и ее размера нет.

В случае представления новой квартиры взамен аварийной также непонятно, как будет рассчитываться положенный владельцу метраж жилплощади и какого вида будет новое жилье.

По сути, гражданин приобретает лишь надежду получить выкупную стоимость и на эти средства приобрести хорошую квартиру или потратить их по своему усмотрению.

В правовом отношении продажа аварийного жилья ничем не отличается от реализации обычной квартиры. С одним нюансом: владелец квартиры обязан поставить в известность покупателя о том, что жилплощадь находится в аварийном состоянии, о чем необходимо указать в договоре купли-продажи. Иначе сделку, скорее всего, признают недействительной, а покупателя — введенным в заблуждение.

На ипотеку не рассчитывай

При покупке аварийного жилья банки неохотно идут навстречу и, если предоставляют ипотеку, то требуют непомерной страховки для минимизации всевозможных рисков, поскольку в данном случае они определенно высоки.

Читайте по теме

Материнский капитал также использовать при покупке аварийного жилья нельзя: в соответствии с требованиями закона купленная на «материнские» средства квартира в первую очередь должна быть пригодна для постоянного проживания.

Прописаться можно, но нельзя

Запрет в законодательстве установлен только на приватизацию аварийного жилья (статья 4 Закона от 4 июля 1991 года №1541-1), но норма, запрещающая регистрацию в таком доме, отсутствует.

Теоретически прописаться в аварийном доме могут как члены семьи собственника, так и члены семьи нанимателя, если речь идет о муниципальной квартире.

На условиях договора социального найма для регистрации необходимо получить согласие наймодателя.

Однако на практике, если дом признан аварийным и включен в список местной администрации, в регистрации, скорее всего, откажут. Но и здесь для желающих прописаться остается лазейка: в случае если отказ в прописке основан на постановлении муниципальной власти, противоречащем нормам закона, он может быть обжалован в судебном порядке.

Продать квартиру в аварийном доме можно даже с долгами за предоставленные коммунальные услуги. Однако это возможно, если покупатель согласится их оплатить или если вычесть сумму долга из стоимости квартиры. Но если долги составляют не менее 80 процентов от стоимости жилья, то суд может наложить арест на недвижимость, какой бы она ветхой и аварийной ни была.

Также невозможно продать квартиру, находящуюся в залоге, без согласия залогодержателя.

Стоит ли покупать «аварийку»?

Если цель покупки «аварийки» — инвестиции, то прежде, чем ее приобретать, необходимо взвесить все риски и оценить, есть ли в этом смысл с финансовой стороны. Ведь вполне может так статься, что, вложив деньги, вы надолго застрянете в ветхом доме, где постоянно требуется что-то ремонтировать.

Прежде чем покупать подобное жилье для личных нужд, нужно четко понимать, как проходит процесс расселения, сроки сноса, на какую жилплощадь в дальнейшем можно рассчитывать.

Ведь неизвестно, какую квартиру и когда дадут вам взамен, где она будет располагаться, насколько окажется подходящей именно для вашей семьи, включая соседей и проблемы с адаптацией детей в новых образовательных учреждениях.

Источник: https://www.pnp.ru/economics/kak-ne-kupit-avariynoe-zhile.html

Какое жильё признают аварийным, а какое и куда расселят

Расселение аварийного жилья признанного будет 12 года

Правительство направит в госкорпорацию «Фонд содействия реформированию ЖКХ» в качестве имущественного взноса 50 млрд рублей. Об этом NEWS.ru сообщила пресс-секретарь министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ольга Фролова.

Благодаря этому будет увеличен объём расселения аварийного жилья в 2021-2022 годах. Единственное — остаётся нерешённым важный вопрос, почему наше правительство не беспокоиться об аварийном жилье в сельских местностях, которое не подпадает под понятие «многоквартирный дом».

На выделенные решением кабмина средства, по словам Фроловой, с учётом софинансирования регионов планируется расселить дополнительно одну 1 млн 160 тысяч кв.м аварийного жилья в срок до 1 июля 2022 года.

А теперь — к сухой статистике. Размер жилищного фонда в РФ в настоящее время превышает 3,6 млрд кв.м, при этом объём аварийного жилья — 25,5 млн кв.м. И эта цифра меняется, так в структуре жилфонда РФ более 30% составляют дома, построенные до 1970 года.

Больше всего аварийного жилья (более 4,0% от общей доли жилфонда) в отдаленных регионах России — Республике Саха (Якутия), Ямало-Ненецком АО, Ненецком АО и Сахалинской области. В целом, в 25 регионах страны доля такого жилья составляет 1% и выше (при среднероссийском показателе 0,7%).

В рамках национального проекта «Жильё и городская среда» до конца 2024 года должно быть расселено 9,54 млн кв.м аварийного жилья. На эти цели из федерального бюджета в рамках нацпроекта предусмотрено более 35 млрд рублей ежегодно.

Но для того, чтобы обновить дома по всей стране нужно гораздо больше и времени, и средств, замечает директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Ирина Ильина.

{{expert-quote-6966}}

Ирина Ильина [директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ]

Программы по переселению людей из аварийного фонда идут уже давно, но проблема так и не решена. Заключается она в том, что в региональных бюджетах нет достаточных средств для полной ликвидации ветхого жилья, а частным инвесторам это невыгодно. Именно поэтому многочисленные планы по сносу аварийного жилья систематически не выполняются.

Если же исходить из сегодняшних (плановых) программ, то для успешного решения проблемы аварийного жилья потребуется 10-12 лет, добавляет Ильина. Средств — соответственно, тоже значительно больше (примерно 1,2 трлн). И решить эту проблему можно за счёт дополнительного источника финансирования из федерального бюджета или Фонда национального благосостояния.

Кроме того, власти могут создать специальный банк, который будет выдавать кредиты для нового строительства под низкий процент, привлекательный для региональных застройщиков, — сказала директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ.

Конечно же, вопрос расселения аварийного жилья поднимается ежегодно. В том же 2019 году были переселены 57,8 тыс. человек (план — 67 192 чел) из 946,7 тыс. кв.м (план — 1,078 млн кв.м) аварийного жилья. В среднем на одного переселенного пришлось 16,4 кв.м аварийного жилья.

Всего же по программе до 2024 года планируется переселить более миллиона жителей. В программу переселения, которая рассчитана до 2024 года, внесены объекты, признанные непригодными для проживания до 01.01.2017 года, но его количество к концу программы снова увеличится, объясняет доцент кафедры статистики РЭУ им.

Г. В. Плеханова Ольга Лебединская.

{{expert-quote-6968}}

Ольга Лебединская [доцент кафедры статистики РЭУ имени Плеханова]

Вопрос в том, в какой форме будет предоставляться дополнительное финансирование, то есть сам механизм? В 2020 году часть средств была направлена на частичную денежную компенсацию собственникам квартир в аварийном доме затрат на оплату процентной ставки по ипотечному кредиту (но не более ключевой ставки за пользование кредитными средствами, которые использованы на покупку жилплощади), субсидии на покупку другого жилья. Сохранится ли этот порядок в 2021 году — пока неизвестно.

Ну а если встать с чиновничьих кресел и спустится в реальность, то расселить весь комплекс аварийного жилья в одночасье не представляется возможным, так как людей в любом случае нужно будет куда-то переселять, то есть возводить новые дома, что занимает отнюдь не малый срок, указывает член Ассоциации юристов России Дмитрий Уваров.

{{expert-quote-6970}}

Дмитрий Уваров [член Ассоциации юристов России]

По факту темп строительства нового жилья определяется темпом строительства новых домов. Относительно темпов расселения то наибольший объём расселённых метров был зафиксирован в 2014-16 годах в связи с большим объёмом поступлений из федерального бюджета (порядка 130 млрд рублей).

Однако в период с 2017 года и по настоящее время объёмы финансирования сокращаются в связи с расходованием средств на другие проекты (реновация в Москве и т.д.

), однако не могут не радовать цифры заложенные в бюджете на 2022 — 2025 года (порядка 330 млрд) — таким образом исходя из статистики вопрос с расселением вероятно удастся полностью разрешить к 2025 году, но при условии сохранения объёмов и темпов финансирования.

Но кроме всех прочих проблем, существует ещё и сложность в определении аварийности и смешении ряда понятий: с теми объектами что морально устарели, приводят к не эффективному использованию городских земель, но при этом не аварийны, акцентирует аналитик рынка аренды, судебный эксперт и гендиректор федеральной сети агентств недвижимости «Эксперт» Елена Андреева.

{{expert-quote-6972}}

Елена Андреева [аналитик рынка аренды, судебный эксперт и гендиректор федеральной сети агентств недвижимости «Эксперт»]

Жильцы сами оспаривают признание аварийности. Бюджеты огромные, и расселение ветхого фонда может затянуться на десятилетие, так как выселяют на периферию, и жильцы до последнего оспаривают это в судах. Нужен некий иной механизм, который основан не на признании ветхим или аварийным, а аналогичный реновации.

Более оптимистичен опрошенный нами представитель исполнительной власти. На взгляд мэра города Лебедянь (Липецкая область) Алексея Хрипченко, всё аварийное жильё в стране в ближайшие годы расселить вполне реально.

{{expert-quote-6974}}

Алексей Хрипченко [мэр города Лебедянь (Липецкая область)]

Могу утверждать это основываясь на нашем примере. Если не реально — значит дело в плохих мэрах, их надо просто выгонять. Денег на это в целом хватает сегодня, если, конечно, всё грамотно и толково делать.

1 квадратный метр по расселению аварийного жилья стоит сейчас почти 34 тысячи рублей. За эти деньги также и выкупается у людей аварийное жильё, в случае, если они отказываются от расселения.

Подрядчики есть — им просто нужно давать заказы.

Возможно ускорению общего процесса расселения «аварийки» будет способствовать новый законопроект, касающийся создания единого реестра нуждающихся в жилье, рассказала NEWS.ru исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.

{{expert-quote-6976}}

Светлана Разворотнева [исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль»]

Это — своеобразный единый фонд социального использования жилья и распределения жилищных субсидий. Там, где нет возможности построить жильё мы должны дать возможность людям снять квартиры. Оплачивать компенсационную аренду. Это нужно для того, чтобы начать расселять людей.

Свои новеллы мы уже направили в Совфед и Минстрой. Возможно эту инициативу нам удастся реализовать при поддержке общественных обсуждений.

Но всё же странно сегодня другое, что жильё под расселение продолжают строить в тех городах России и уголках её, где нет перспективы для дальнейшего продолжения проживания, считает Разворотнева.

Это проблема того, что федеральный проект сформирован не достаточно эффективно. Мы ошибочно продолжаем отдавать жильё в собственность, что гораздо дороже. Огромное софинансирование.

Всё это вместо того, чтобы обеспечить скорое обеспечение крыши над головой.

Из-за этой неповоротливости нет стимулов привлекать бизнес к решению задач расселения людей из аварийного жилья, — сказала Разворотнева.

Кроме того, сегодня в стране всё еще остаётся нерешённым важный вопрос, почему наше правительство не беспокоиться об аварийном жилье в сельских местностях, которое не подпадает под понятие «многоквартирный дом».

А ведь это и вопрос равенства прав между жителями деревень и сёл и жильцами многоквартирных домов в городах. И эта проблема требует, по мнению автора данной статьи, отдельно рассмотрения на законодательном уровне.

А пока аварийным может быть признан дом, состоящий более чем из четырёх квартир.

Источник: https://finance.rambler.ru/realty/44738269-kakoe-zhile-priznayut-avariynym-a-kakoe-i-kuda-rasselyat/

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о новых механизмах расселения аварийных домов

Расселение аварийного жилья признанного будет 12 года

27 декабря 2019 года Президентом России Владимиром Путиным подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда».

Федеральный закон от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ принят Государственной Думой 18 декабря 2019 года, и одобрен Советом Федерации 23 декабря 2019 года. Документ опубликован на официальном портале правовой информации и уже вступил в силу.

Данным федеральным законом предусматривается внесение в Жилищный кодекс Российской Федерации изменений, уточняющих полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в части, касающейся признания жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Поправки, внесенные в Жилищный Кодекс и 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в совокупности направлены на совершенствование правовых механизмов обеспечения жилищных прав собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными, и на достижение целей федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Закон сохраняет все существующие механизмы расселения аварийного жилищного фонда. Как и прежде, наниматели жилья при переселении из муниципального аварийного фонда будут получать новые квартиры по принципу «метр в метр».

Что касается собственников аварийного жилья, то закон теперь уточняет, что в размер возмещения за изымаемое у них жилое помещение должна включаться рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Кроме того, принятые поправки в закон дают региональным органам власти право выбрать дополнительные меры поддержки, необходимые для расселения аварийного жилого фонда.

Так, средства, предоставляемые Фондом содействия реформированию ЖКХ, теперь могут быть использованы для возмещения собственникам аварийного жилья части расходов на уплату процентов по ипотеке в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, использованными на приобретение (строительство) жилых помещений.

Кроме того, субъектом РФ может быть принято решение о предоставлении собственникам аварийного жилья субсидии на возмещение им части затрат на приобретение другого жилого помещения.

При этом субсидии на их приобретение (строительство) могут предоставляться в размере, не превышающем разницу между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением.

Еще одной мерой поддержки может быть предоставление жилья в наемных домах.

Однако воспользоваться такими мерами социальной поддержки смогут лишь граждане, у которых квартира в аварийном доме является единственным зарегистрированным жильем.

Граждане, у которых в собственности есть иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, либо занимаемые ими на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в процессе расселения аварийных домов смогут получить лишь выкупную стоимость за помещение, находящееся в их собственности.

Кроме того, в целях исключения злоупотреблений и необоснованного получения государственной поддержки, закон предусматривает, что другое жилье, взамен непригодного для проживания, не предоставляется гражданам, приобретшим право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным (кроме граждан, приобретших такое право в результате наследования). Таким гражданам выплачивается лишь возмещение за аварийное жилье, причем в размере, не превышающем стоимость приобретения ими такого жилого помещения.

Законом расширен перечень возможных направлений использования средств финансовой поддержки, предоставляемых государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства субъектам Российской Федерации на реализацию программ переселения.

Средства Фонда ЖКХ могут быть направлены субъектом РФ на создание маневренного жилого фонда.

При этом жильцам аварийных домов, проживание в которых создает угрозу жизни людей, региональные или муниципальные власти, согласно поправкам, теперь обязаны предоставить временное жилье из маневренного фонда на срок до двух лет.

До окончания этого срока власти должны обеспечить граждан новым жильем, выплатить им денежное возмещение за изымаемое жилое помещение в аварийном доме.

Средства Фонда могут расходоваться на приобретение для переселяемых граждан жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе в тех, строительство которых не завершено, а также в домах блокированной застройки.

Данная норма действовала и раньше, однако, законом уточнено, что данные помещения могут предоставляться гражданам в собственность (по договору мены), по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, договору найма жилого помещения маневренного фонда.

Таким образом, новые нормы расселения аварийного жилого фонда позволяют предложить людям максимально гибкий набор мер государственной поддержки.

Законом предусмотрен мотивационный механизм для привлечения инвесторов в проекты развития застроенных территорий.

Речь идет о предоставлении субсидии для тех застройщиков, которые заключат с органами местного самоуправления договоры о развитии застроенных территорий, или договоры о комплексном развитии территорий, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по приобретению для переселяемых граждан жилых помещений или выплату им возмещения.

Эта субсидия будет предоставляться по мере исполнения застройщиками своих обязательств, и не может превышать 25% нормативной стоимости переселения, рассчитанной исходя из общей площади жилых помещений, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра.

Закон теперь также защищает инвестиционно-привлекательные земельные участки от коммерческого использования. Поправками закрепляется принцип целевого использования территорий из-под расселяемых аварийных домов.

На освободившихся земельных участках допускается размещение исключительно объектов коммунального обслуживания, социального обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, общественного управлении, обустройство мест для занятий спортом, физкультурой, пешими прогулками, парков, садов, скверов, размещение жилых помещений, строительство которых осуществляется за счет бюджетных средств. Данное условие не распространяется на те участки, на которых располагались указанные многоквартирные дома, если переселение граждан из таких домов осуществлялось в рамках реализации договора о развитии застроенной территории и (или) договора о комплексном развитии территории.

В случае нарушения этого условия, предоставленная финансовая поддержка Фонда ЖКХ подлежит возврату в размере средств, полученных субъектом Российской Федерации, и использованных на переселение граждан из многоквартирных домов, ранее располагавшихся на земельных участках, использованных в нарушение данного условия.

Помимо этого, уточняются порядок предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ на проведение капитального ремонта и на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, порядок возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств госкорпорации, устанавливаются особенности предоставления Фондом ЖКХ финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года.

Напомним, к разработке законопроекта Минстрой России и Фонд ЖКХ приступили летом 2018 года. За прошедшее время была проведена работа по анализу программ расселения аварийного жилья, осуществлявшихся в последние 10 лет. Он показал, что в этой области регионами и Фондом ЖКХ был накоплен большой практический опыт, который и был использован при разработке положений закона.

– За субъектами РФ остается право самостоятельно выбрать меры поддержки, необходимые для расселения аварийного жилого фонда.

Средства федерального бюджета могут быть использованы для субсидирования льготной ипотеки, создания маневренного жилого фонда.

Кроме того, поправки позволят нам активнее привлекать бизнес для решения задач по расселению аварийных домов, формируя в наших городах комфортные условия для жизни, – подчеркнул глава Минстроя России Владимир Якушев.

Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ

Источник: https://fondgkh.ru/news/prezident-rossii-vladimir-putin-podpisal-federalnyy-zakon-o-novykh-mekhanizmakh-rasseleniya-avariynykh-domov/

Так не называемая реновация

Расселение аварийного жилья признанного будет 12 года

Местные власти смогут принимать программы сноса и реконструкции фактически любого, а не только аварийного жилья — об этом говорится в законопроекте, внесенном в Госдуму группой сенаторов и депутатов.

В нем есть отсылки к опыту реновации в Москве: необходимость согласия двух третей собственников и арендаторов, предписание выдавать переселенцам равноценное жилье в своем районе или денежную компенсацию.

Но упоминается и необходимость «комплексного развития территорий» с возможностью принудительного изъятия недвижимости: напомним, правительственный законопроект с аналогичными формулировками в 2019 году подвергся критике и был изменен.

Проект поправок к Градостроительному, Жилищному и Земельному кодексам РФ внесли в Госдуму сенаторы Николай Журавлев, Олег Мельниченко, Андрей Шевченко и глава парламентского комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев.

В документе предлагается дать местным властям полномочия составлять адресные программы по реконструкции и сносу фактически любых многоквартирных домов в целях «обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан». Так, Жилищный кодекс предлагается дополнить ст. 48.

2, согласно которой решение о включении в такую программу может быть принято с одобрения двух третей собственников или нанимателей квартир. Исключить дом из программы разрешается одной третью . Порядок учета должны определить местные власти.

Многое в законопроекте явно взято из нормативной базы по программе реновации в Москве.

Так, переселенцам обещано равнозначное жилье (с не меньшим числом комнат и жилой площадью) в своем населенном пункте, а если тот имеет «внутригородское деление» — в том же районе. Собственники также могут выбрать взамен старого жилья равноценную квартиру или денежную компенсацию. Интересно, что само понятие реновации в документе не упоминается.

Законопроекты о всероссийской реновации по примеру Москвы уже вносились в Думу. Так, в 2018 году депутаты Галина Хованская и Сергей Миронов предлагали включать дома в программу с согласия всех, а не двух третей собственников, а также предусматривали квартиры для жителей коммуналок.

Вице-спикер Госдумы Петр Толстой тогда приводил результаты соцопросов о желании 70% граждан видеть реновацию в своем регионе (см. “Ъ” от 26 ноября 2018 года). Однако госпожа Хованская признала, что к запуску программ переселения готовы лишь в нескольких регионах, включая Уфу, Казань и Санкт-Петербург.

Ее проект так и не был принят Госдумой.

В Минстрое РФ два года назад опасались, что дороги и коммунальные сети не выдержат нагрузки от масштабных строек, а также не понимали источников финансирования программы. К примеру, в Санкт-Петербурге более 7,2 тыс. зданий 1950–1969 гг. постройки общей площадью 27,3 млн кв. м.

Для строительства такого же объема потребуется более 1,44 трлн руб. (при себестоимости 1 кв. м в регионе 52,8 тыс. руб.; данные Росстата). Иначе говоря, Санкт-Петербургу потребуется до трех годовых бюджетов, и это без учета расходов на снос домов.

Впрочем, опыт столицы показывает, что расходы могут оказаться еще выше. В сентябре 2020 года Московский фонд реновации провел аукцион на строительство типичного для реновации 60-метрового дома на Долгопрудной улице за 1 млрд руб., рассчитывая построить за эти деньги 7,6 тыс. кв. м квартир (по 138 тыс. руб.

за «квадрат», но без учета нежилого первого этажа и подземной парковки на 79 мест).

В обосновании к новому законопроекту говорится, что расходов из бюджета РФ он не потребует, а финансирование должны найти местные власти.

При этом в тексте определен порядок привлечения инвесторов к стройкам — через аукционы. В них смогут участвовать компании с минимум трехлетним опытом строительства многоквартирных домов, сдавшие хотя бы 5 тыс. кв. м. квартир.

По итогам работ они должны передать властям коммунальную и другую инфраструктуру.

Примечательно, что вице-премьер Марат Хуснуллин в феврале 2020 года заявлял, что о запусках программ реновации по всей стране можно будет говорить после «наладки» работы нынешних жилищных программ.

Отметим, что ключевым понятием законопроекта выступает «комплексное развитие территорий».

Решение о таком развитии и последующем привлечении инвесторов местные власти смогут принимать, если половину территории занимают, например, аварийное жилье, самовольные постройки или многоквартирные дома, вошедшие в адресную программу сноса и реконструкции.

Новый механизм комплексного развития территорий, говорится в пояснительной записке, поспособствует «обновлению застройки городов и улучшению жилищных условий граждан».

Между тем формулировки поправок во многом совпадают со скандальным правительственным законопроектом 2018 года о комплексном развитии территорий с принудительным изъятием недвижимости для муниципальных нужд по инициативе муниципалитетов. Через год, после критики, норма об изъятиях из закона исчезла (см. “Ъ” от 8 июля 2019 года).

Глава комитета Госдумы по жилищной политике Галина Хованская критикует новый законопроект как процессуально, так и по существу. По ее словам, адресные программы сноса и строительства жилья «вообще не являются предметом регулирования» Жилищного кодекса РФ.

Авторы поправок, по мнению госпожи Хованской, хотят избежать процедуры правительственного отзыва на законопроект, указывая, будто его реализация не потребует бюджетных расходов.

«В проекте говорится о комплексном развитии территории при условии, что половину от нее составляют определенные здания. А остальные 50% — что, вообще любые дома? Как это может быть?» — недоумевает госпожа Хованская.

Депутат также считает странным, что дом может быть включен в программу двумя третями собственников и нанимателей пропорционально «общему числу жилых помещений», тогда как при выходе из программы в расчет принимаются лишь голоса собственников без отсылки к площадям квартир.

Александр Воронов

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4500523

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.